Заявление о признании незаконным решения Межведомственной комиссии Центрального Банка России
Арбитражный суд: Данное заявление применяется для отмены решения ЦБ РФ в связи с отсутствием оснований для отнесения заявителя к группе высокой степени (уровню) риска совершения подозрительных операций по банковским счетам и применения мер, предусмотренных п. 5 ст. 7.7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Для подачи документов в Арбитражный суд необходимо выполнить следующие действия:
1. Подача искового заявления:
1.1 В большинстве случаев досудебный порядок урегулирования спора обязателен. То есть, прежде чем идти в суд, будущий истец должен написать будущему ответчику официальную претензию. По общему правилу у ответчика есть 30 календарных дней для ответа. Если реакции нет, или ответ истца не устраивает, он может обратиться в Арбитражный суд. Особенности соблюдения досудебного урегулирования изложены в п. 5 ст. 4 АПК РФ.
1.2. Общий срок исковой давности — три года с того момента, как истец узнал, что его права и интересы были нарушены. Трехлетний период распространяется на большинство исков по экономическим и иным спорам.
В некоторых случаях, срок может быть больше или меньше. Например, для заявлений об оспаривании ненормативных правовых актов срок на подачу иска — три месяца со дня, когда истцу стало известно о нарушении его прав (п. 4 ст. 198 АПК РФ).
Срок исковой давности, пропущенный по уважительной причине, суд может восстановить по ходатайству истца. Однако для этого нужны веские основания.
1.3. Исковое заявление в арбитражный суд подают по месту нахождения ответчика, если договором не предусмотрено иное ст. 35 АПК РФ. Статьей 36 АПК установлена подсудность по выбору истца.
Договорная подсудность — стороны в договоре могут согласовать, в каком суде будут рассматривать претензии друг к другу (ст. 37 АПК РФ). Договорная подсудность имеет приоритет над общим правилом.
Подсудность по связи дел — если спор связан с судебным делом, которое уже рассматривается в арбитражном суде, то иск нужно подавать в этот же арбитраж.
Например, встречный иск предъявляется в арбитражный суд по месту рассмотрения первоначального иска (ч. 10 ст. 38 АПК РФ).
Исключительная подсудность — некоторые категории споров должны рассматриваться в конкретном арбитражном суде, установленном законом (ст. 38 АПК РФ). Например, иски о правах на недвижимость предъявляются исключительно в суд по месту нахождения имущества.
1.4. Отправьте копии искового заявления и приложенных к нему документов, другим лицам, участвующих в деле (ответчику/третьим лицам). В суд нужен оригинал иска (заявления, жалобы), а каждому участнику дела — копия. Снимите копии данных почтовых квитанций и приложите их к экземпляру документа, подаваемого в суд.
1.5 Госпошлина за подачу искового заявления в Арбитражный суд рассчитывается по правилам статьи 333.21 Налогового кодекса РФ. Размер зависит от цены иска и характера требований (имущественные/неимущественные).
1.6. Подать иск можно почтой, лично в канцелярию Арбитражного суда или в электронном виде через систему «Мой Арбитр».
1.7. В дальнейшем отслеживайте поступление документов и движение дела в суде (по номеру дела можно отслеживать информацию на сайте суда). При необходимости можно подать дополнительные документы или ходатайства.
2. Подача заявлений, отзывов, ходатайств:
Заявления, отзывы ходатайства лиц, участвующих в деле, о достигнутых ими соглашениях по обстоятельствам дела, существу заявленных требований и возражений, об истребовании новых доказательств и по всем другим вопросам, связанным с разбирательством дела, обосновываются лицами, участвующими в деле, и подаются в суд несколькими способами:
- лично в суд.
- через почтовое отправление. Документы направляют заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Датой подачи признаётся дата отправки, указанная в квитанции.
-в электронном виде. Заверенный автографом скан заявления/ходатайства загружают на сайт «Мой арбитр» и отправляют в суд. Как только документ примут в суде, составителя уведомят об этом.
- устно. Ходатайство можно озвучить в судебном заседании и попросить занести его в протокол.
При составлении заявления, отзыва, ходатайства необходимо учитывать, что документ должен состоять из вводной, описательно-мотивировочной, просительной частей и приложения (при необходимости). В вводной части указывают сведения об арбитражном суде, данные о лицах-участниках, номер дела, в рамках которого оно подаётся, название документа. В описательно-мотивировочной части описывают обстоятельства, обосновывающие целесообразность подачи ходатайства (заявления).
В просительной части излагают процессуальную просьбу заявителя, адресованную арбитражному суду. К ходатайству (заявлению) прилагают документы, обосновывающие подачу документа.
В
Заявитель:
адрес:
ИНН:
телефон/факс:
Заинтересованные лица: Центральный банк Российской Федерации
адрес:
телефон/факс:
адрес:
ИНН:
телефон/факс:
обратилось в с заявлением об открытии банковского счета. На основании указанного заявления заявителю был открыт расчётный счёт N .
Заявитель получил от банка уведомление о том, что на основании положений Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" компания отнесена Центральным банком Российской Федерации к группе высокой степени (уровню) риска совершения подозрительных операций в соответствии с пунктом 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ и Банк применяет к организации соответствующие меры.
Общество обратилось в Межведомственную комиссию Центрального Банка с заявлением об отсутствии оснований для применения мер в соответствии с п. 5 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ.
В соответствии с ответом Банка России Межведомственной комиссией принято решение о наличии оснований для применения к заявителю мер, предусмотренных п. 5 ст. 7.7 Федерального закона N 115-ФЗ (далее - оспариваемое решение).
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Конституционные принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства гарантируют гражданам строгое исполнение законодательных предписаний уполномоченными государством органами при внимательной и ответственной оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение прав. В связи с этим при разрешении споров с участием публично-правовых образований имеет оценка действий или бездействия органов, уполномоченных действовать в интересах таких образований, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2020 N 32-П, от 22.06.2017 N 16-П, от 14.01.2016 N 1-П и др.).
Согласно п. 5 ст. 7.7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" при осуществлении внутреннего контроля кредитная организация, филиал иностранного банка, использующие информацию Центрального банка Российской Федерации, предусмотренную абз. 2 п. 1 ст. 7.6 данного Федерального закона, в отношении клиента - юридического лица (за исключением кредитных организаций, филиалов иностранных банков, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуального предпринимателя), зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации, который отнесен кредитной организацией и Центральным банком Российской Федерации либо филиалом иностранного банка и Центральным банком Российской Федерации к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, применяют следующие меры: не проводит операции по списанию денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), по уменьшению остатка электронных денежных средств, не осуществляет переводы денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России, операции выдачи наличных денежных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 данной статьи, а также операции с иным имуществом; не выдает при расторжении договора банковского счета (вклада, депозита) остаток денежных средств на счете либо не перечисляет его на другой счет такого клиента или на счет третьего лица по указанию такого клиента, за исключением случаев, предусмотренных абзацами седьмым и десятым пункта 6 данной статьи; прекращает обеспечение возможности использования таким клиентом электронного средства платежа.
Согласно п. 18.8 ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет оценку степени (уровня) риска совершения подозрительных операций кредитными организациями, филиалами иностранных банков, клиентами кредитных организаций и клиентами филиалов иностранных банков - юридическими лицами (за исключением кредитных организаций, филиалов иностранных банков, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 9.1 Закона N 86-ФЗ при осуществлении оценки степени (уровня) риска совершения подозрительных операций клиентами кредитных организаций и филиалов иностранных банков - юридическими лицами (за исключением кредитных организаций, филиалов иностранных банков, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, Банк России относит каждое такое юридическое лицо (каждого такого индивидуального предпринимателя) к одной из трех групп риска совершения подозрительных операций в зависимости от следующих степеней (уровней) риска совершения им подозрительных операций: низкая степень (уровень) риска совершения подозрительных операций; средняя степень (уровень) риска совершения подозрительных операций; высокая степень
(уровень) риска совершения подозрительных операций.
Оценка степени (уровня) риска совершения подозрительных операций клиентами кредитных организаций и филиалов иностранных банков - юридическими лицами (за исключением кредитных организаций, филиалов иностранных банков, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется Банком России на основе принципов открытости и доступности информации об отнесении таких клиентов к группам риска совершения подозрительных операций.
Банк России относит юридических лиц (за исключением кредитных организаций, филиалов иностранных банков, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций на основании критериев, которые определяются Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, и утверждаются Советом директоров.
Как следует из материалов дела, на основании пункта 18.8 статьи 4 и статьи 9.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" заявитель отнесен Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций.
Согласно п. 1 ст. 7.8 Закона N 115-ФЗ в случае получения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанной в абз. 1 п. 8 ст. 7.7 данного Федерального закона информации о применении к нему мер, предусмотренных п. 5 ст. 7.7 данного Федерального закона, заявитель вправе обратиться с заявлением об отсутствии оснований для применения к нему мер, предусмотренных п. 5 ст. 7.7 данного Федерального закона, с приложением при необходимости документов и (или) сведений в указанную в п. 13.5 ст. 7 данного Федерального закона межведомственную комиссию.
На основании указанной нормы заявитель обратился в Комиссию с заявлением.
По итогам рассмотрения заявления Комиссией принято решение о наличии оснований для применения Банком к заявителю мер, о чем заявитель уведомлен письмом N от .
Критерии отнесения Банком России юридических лиц (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций указаны в Решении Совета Директоров Банка России от 24 июня 2022 г.
Заявитель не согласен с принятым решением, считает, что оно необоснованно ограничивает права заявителя на распоряжение денежными средствами, поскольку .
При этом, согласно п. 4 ст. 7.8 Закона N 115-ФЗ в случае необращения заявителя в межведомственную комиссию по истечении срока, предусмотренного пунктом 1 данной статьи, принятия межведомственной комиссией решения о наличии оснований для применения к заявителю мер, предусмотренных п. 5 ст. 7.7 данного Федерального закона, неоспаривания такого решения межведомственной комиссией заявителем в судебном порядке либо вступления в законную силу судебного акта, которым в удовлетворении исковых требований заявителя отказано, заявитель подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц (единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей).
Таким образом, оснований для отнесения заявителя к группе высокой степени (уровню) риска совершения подозрительных операций в соответствии с пунктом 5 статьи 7.7 Закона N 115-ФЗ не имелось.
Как следует из правоприменительной практики, надлежащим способом защиты права при применении к организации мер, предусмотренных п. 5 ст. 7.7 Закона N 115-ФЗ является оспаривание решения Межведомственной комиссии Банка России в порядке гл. 24 АПК РФ. Оспаривание действий непосредственно кредитной организации по применению соответствующих ограничительных мер с требованиями об обязании возобновить банковское обслуживание при наличии действующего решения Межведомственной комиссии может быть признано ненадлежащим способом защиты права, либо будет неэффективным, поскольку вывод суда о необоснованном приостановлении банковского обслуживания в таком случае вступит в противоречие с ранее сделанным выводом Межведомственной комиссии Банка России (такой вывод сделан, например, в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 22 января 2024 г. N Ф05-33563/23 по делу N А40-57450/2023).
В связи с чем, руководствуясь ст. 7.7, 7.8 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", ст. 4, 9.1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ст. 198, 201 АПК РФ,
прошу суд:
Признать незаконным решение Межведомственной комиссии Банка России от N в отношении заявителя и обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, установив отсутствие оснований для применения мер, предусмотренных п. 5 ст. 7.7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Приложение:
1. уведомление о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;
2. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;
3. доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления, а также копии документов о высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности представителя, подписавшего заявление, либо документов, удостоверяющих его статус адвоката, патентного поверенного, арбитражного управляющего, единоличного органа управления организации;
4. выписка из ЕГРЮЛ на заявителя;
5. оспариваемое решение N от ;
6. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины.
Похожие документы
Арбитражный суд: Данное заявление применяется, если заявителем было приобретено недвижимое имущество по договору купли продажи. Стороны по условиям договора после выполнения его условий обязались обратиться в соответствующий регистрационный орган за регистрацией перехода права на недвижимое имущество к заявителю. Однако государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество не была произведена в связи с ликвидацией организации продавца недвижимости.
Арбитражный суд: Данное заявление применяется, если Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации принял решение без учета фактически осуществляемого вида деятельности юридического лица.
Арбитражный суд: Данное заявление применяется для обжалования решения контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.