Заявление о признании недействительным решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет имущества налогоплательщика и признании не подлежащим исполнению постановления, вынесенного на основании указанного решения
Арбитражный суд: Данное заявление применяется, если налоговая инспекция не предпринимала мер к взысканию задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах юридического лица в банках, а приняло постановление о взыскании налога, сбора, пени за счет имущества налогоплательщика взыскание, которое должно производиться только в случае недостаточности или отсутствия денежных средств на всех счетах налогоплательщика.
Для подачи документов в Арбитражный суд необходимо выполнить следующие действия:
1. Подача искового заявления:
1.1 В большинстве случаев досудебный порядок урегулирования спора обязателен. То есть, прежде чем идти в суд, будущий истец должен написать будущему ответчику официальную претензию. По общему правилу у ответчика есть 30 календарных дней для ответа. Если реакции нет, или ответ истца не устраивает, он может обратиться в Арбитражный суд. Особенности соблюдения досудебного урегулирования изложены в п. 5 ст. 4 АПК РФ.
1.2. Общий срок исковой давности — три года с того момента, как истец узнал, что его права и интересы были нарушены. Трехлетний период распространяется на большинство исков по экономическим и иным спорам.
В некоторых случаях, срок может быть больше или меньше. Например, для заявлений об оспаривании ненормативных правовых актов срок на подачу иска — три месяца со дня, когда истцу стало известно о нарушении его прав (п. 4 ст. 198 АПК РФ).
Срок исковой давности, пропущенный по уважительной причине, суд может восстановить по ходатайству истца. Однако для этого нужны веские основания.
1.3. Исковое заявление в арбитражный суд подают по месту нахождения ответчика, если договором не предусмотрено иное ст. 35 АПК РФ. Статьей 36 АПК установлена подсудность по выбору истца.
Договорная подсудность — стороны в договоре могут согласовать, в каком суде будут рассматривать претензии друг к другу (ст. 37 АПК РФ). Договорная подсудность имеет приоритет над общим правилом.
Подсудность по связи дел — если спор связан с судебным делом, которое уже рассматривается в арбитражном суде, то иск нужно подавать в этот же арбитраж.
Например, встречный иск предъявляется в арбитражный суд по месту рассмотрения первоначального иска (ч. 10 ст. 38 АПК РФ).
Исключительная подсудность — некоторые категории споров должны рассматриваться в конкретном арбитражном суде, установленном законом (ст. 38 АПК РФ). Например, иски о правах на недвижимость предъявляются исключительно в суд по месту нахождения имущества.
1.4. Отправьте копии искового заявления и приложенных к нему документов, другим лицам, участвующих в деле (ответчику/третьим лицам). В суд нужен оригинал иска (заявления, жалобы), а каждому участнику дела — копия. Снимите копии данных почтовых квитанций и приложите их к экземпляру документа, подаваемого в суд.
1.5 Госпошлина за подачу искового заявления в Арбитражный суд рассчитывается по правилам статьи 333.21 Налогового кодекса РФ. Размер зависит от цены иска и характера требований (имущественные/неимущественные).
1.6. Подать иск можно почтой, лично в канцелярию Арбитражного суда или в электронном виде через систему «Мой Арбитр».
1.7. В дальнейшем отслеживайте поступление документов и движение дела в суде (по номеру дела можно отслеживать информацию на сайте суда). При необходимости можно подать дополнительные документы или ходатайства.
2. Подача заявлений, отзывов, ходатайств:
Заявления, отзывы ходатайства лиц, участвующих в деле, о достигнутых ими соглашениях по обстоятельствам дела, существу заявленных требований и возражений, об истребовании новых доказательств и по всем другим вопросам, связанным с разбирательством дела, обосновываются лицами, участвующими в деле, и подаются в суд несколькими способами:
- лично в суд.
- через почтовое отправление. Документы направляют заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Датой подачи признаётся дата отправки, указанная в квитанции.
-в электронном виде. Заверенный автографом скан заявления/ходатайства загружают на сайт «Мой арбитр» и отправляют в суд. Как только документ примут в суде, составителя уведомят об этом.
- устно. Ходатайство можно озвучить в судебном заседании и попросить занести его в протокол.
При составлении заявления, отзыва, ходатайства необходимо учитывать, что документ должен состоять из вводной, описательно-мотивировочной, просительной частей и приложения (при необходимости). В вводной части указывают сведения об арбитражном суде, данные о лицах-участниках, номер дела, в рамках которого оно подаётся, название документа. В описательно-мотивировочной части описывают обстоятельства, обосновывающие целесообразность подачи ходатайства (заявления).
В просительной части излагают процессуальную просьбу заявителя, адресованную арбитражному суду. К ходатайству (заявлению) прилагают документы, обосновывающие подачу документа.
В
Заявитель:
адрес:
ИНН:
телефон/факс:
Ответчик:
адрес:
телефон/факс:
Налоговая инспекция направила (далее - Общество) требование N от об уплате руб. недоимки по налогам и руб. пени в срок до .
Поскольку Общество не исполнило в добровольном порядке указанное требование об уплате налогов и пени в установленный срок, налоговый орган на основании ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) принял решение N от о взыскании налогов и пени за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банках, и направил в банк , в котором открыт расчетный счет Общества N , инкассовое поручение N .
Из-за отсутствия денежных средств на данном расчетном счете инкассовое поручение помещено банком в картотеку, о чем налоговый орган извещен . Отсутствие на расчетном счете Общества денежных средств послужило основанием для вынесения налоговым органом решения о взыскании налога, сбора, пени за счет имущества налогоплательщика N от и постановления о взыскании налога, сбора, пени за счет имущества налогоплательщика N от в пределах суммы, указанной в требовании об уплате налогов N от .
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Конституционные принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства гарантируют гражданам строгое исполнение законодательных предписаний уполномоченными государством органами при внимательной и ответственной оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение прав. В связи с этим при разрешении споров с участием публично-правовых образований имеет оценка действий или бездействия органов, уполномоченных действовать в интересах таких образований, в частности, ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2020 N 32-П, от 22.06.2017 N 16-П, от 14.01.2016 N 1-П и др.).
Принимая во внимание, что отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, носят публично-властный характер (п. 1 ст. 2 НК РФ), соблюдение принципа (требования) поддержания доверия к закону и действиям государства, обеспечивающего защиту граждан и организаций от произвольного изменения их правового статуса и имущественного положения, должно обеспечиваться, в том числе в сфере налогообложения.
Это означает, что неблагоприятные имущественные последствия ошибок, допущенных налоговыми органами, не могут с безусловностью возлагаться на добросовестных участников оборота, полагавшихся в определении своих прав, обязанностей и, в конечном счете, своего имущественного положения, на ранее принятые в их отношении правоприменительные акты и (или) устоявшиеся в правоприменительной практике подходы к применению правовых норм налоговыми органами.
Иное также не отвечало бы п. 2 ст. 22 НК РФ, в силу предписаний которого налоговые органы обязаны обеспечивать права налогоплательщиков, то есть действовать добросовестно, учитывая законные интересы плательщиков налогов, не допуская создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2020 N 309-ЭС19-21200, от 30.09.2019
N 309-ЭС19-9969, от 16.02.2018 N 302-КГ17-16602, от 03.08.2018 N 305-КГ18-4557). Таким образом, осуществляя в соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ проверку законности оспариваемого решения налогового органа, суды не должны ограничиваться констатацией наличия формальных оснований для начисления пени и штрафа, оставляя без оценки правомерность поведения налогового органа.
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога и пени должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Согласно ч. 3 ст. 45 НК РФ взыскание задолженности с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 данного Кодекса.
Ч. 1 ст. 46 НК РФ предусмотрено, что в случае наличия задолженности, возникшей в связи с неуплатой или неполной уплатой налога, обязанность по его уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, не утратившего свой статус на дату принятия решения о взыскании задолженности, в банках и его
электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
П. 11 ст. 46 НК РФ предусмотрено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа (персонифицированного электронного средства платежа), используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать задолженность за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 данного Кодекса.
Таким образом, неисполнение требования об уплате налога в установленный срок влечет за собой применение мер принудительного взыскания, а именно обращение налоговым органом в бесспорном порядке взыскания на денежные средства организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках (ст. 46 НК РФ), обращение взыскания на имущество налогоплательщика на основании постановления налогового органа, имеющего силу исполнительного документа (ст. 47 НК РФ). Предусмотренные ст. 46 и 47 НК РФ меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет имущества налогоплательщика-организации (индивидуального предпринимателя) представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не
самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.
Системное толкование упомянутых статей НК РФ позволяет сделать вывод, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика может быть принято налоговым органом при наличии ряда условий: предварительного направления налогоплательщику требования об уплате налога; неуплаты налогоплательщиком в установленный срок суммы налога; вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика; отсутствия на счетах налогоплательщика необходимых денежных средств или отсутствия у налогового органа информации о счетах налогоплательщика. При невыполнении одного из указанных условий решение об обращении взыскания на имущество налогоплательщика считается принятым без достаточных оснований.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 февраля 2013 г. N 11254/12.
Налоговая инспекция располагала сведениями о счетах Общества, открытых в ряде банков . Данное обстоятельство подтверждается справкой налоговой инспекции от о наличии у Заявителя перечисленных банковских счетов. Однако налоговая инспекция не предпринимала мер ко взысканию задолженности за счет денежных средств, находящихся на этих счетах, запросы о состоянии счетов в названные банки не направляла.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали правовые основания для обращения взыскания на имущество Общества, поскольку такое взыскание производится только в случае недостаточности или отсутствия денежных средств на всех счетах налогоплательщика, а не на конкретном счете, на который выставлено инкассовое поручение.
Таким образом, учитывая, что инспекцией не использована в полном объеме возможность взыскания задолженности за счет денежных средств Общества, ею не соблюден предусмотренный ст. ст. 46, 47 НК РФ порядок принятия решения об обращении взыскания на имущество Общества.
Согласно позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в абз. 3 п. 63 Постановления от 30 июля 2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика может быть обжаловано в судебном порядке только по мотивам нарушения сроков и порядка его принятия, но не по мотиву необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа либо грубого нарушения процедуры при принятии решений о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности - поскольку последний мотив является предметом обжалования при обращении с требованием о признании недействительными решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (аналогичные выводы содержатся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.06.2013 N 18417/12). Оспаривание указанного акта налогового органа по мотиву неправомерности начисления налоговых платежей, отсутствия оснований для привлечения к ответственности и нарушения процедуры при принятии решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности возможно при условии одновременного заявления требования о признании решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности недействительным.
Оспаривание налогоплательщиком постановлений налогового органа о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, которые в силу взаимосвязанных положений ст. 47 НК РФ и п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" являются исполнительными документами может осуществляться исключительно путем подачи заявления о признании их не подлежащими исполнению, на что указано в п. 64 Постановления N 57.
Учитывая вышеизложенное, поскольку названное постановление является производным от решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет имущества налогоплательщика, которое по мнению заявителя является недействительным, следовательно, названное постановление не подлежит исполнению.
Ч. 2 ст. 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45, 46, 47, 137, 142 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
прошу суд:
1. Решение N от о взыскании налога, сбора, пени за счет имущества налогоплательщика признать недействительным.
2. Постановление налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет имущества налогоплательщика от номер признать не подлежащим исполнению.
Приложение:
1. уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и приложенных к нему документов;
2. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
3. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;
4. доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления;
5. документы, подтверждающие соблюдение заявителем досудебного порядка;
6. выписка из ЕГРЮЛ на заявителя и налоговый орган;
7. оспариваемое решение и постановление.
Похожие документы
Арбитражный суд: Данное заявление применяется в случае несогласия с решением налогового органа об уплате недоимки по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость.
Арбитражный суд: Данное заявление применяется, если акт проверки был рассмотрен в отсутствие налогоплательщика, который не был уведомлен о дне переноса принятия решения по проверке.
Арбитражный суд: Данное исковое заявление применяется, если по спорной сумме недоимки по налогу истек срок на принудительное взыскание.