Заявление о признании незаконным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о месте нахождения юридического лица
Подаётся в арбитражный суд с целью оспорить законность отказа регистрирующего органа (например, ФНС) в внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) относительно места нахождения компании. Цель такого заявления — признать решение об отказе недействительным и обязать орган зарегистрировать изменения.
Для подачи документов в Арбитражный суд необходимо выполнить следующие действия:
1. Подача искового заявления:
1.1 В большинстве случаев досудебный порядок урегулирования спора обязателен. То есть, прежде чем идти в суд, будущий истец должен написать будущему ответчику официальную претензию. По общему правилу у ответчика есть 30 календарных дней для ответа. Если реакции нет, или ответ истца не устраивает, он может обратиться в Арбитражный суд. Особенности соблюдения досудебного урегулирования изложены в п. 5 ст. 4 АПК РФ.
1.2. Общий срок исковой давности — три года с того момента, как истец узнал, что его права и интересы были нарушены. Трехлетний период распространяется на большинство исков по экономическим и иным спорам.
В некоторых случаях, срок может быть больше или меньше. Например, для заявлений об оспаривании ненормативных правовых актов срок на подачу иска — три месяца со дня, когда истцу стало известно о нарушении его прав (п. 4 ст. 198 АПК РФ).
Срок исковой давности, пропущенный по уважительной причине, суд может восстановить по ходатайству истца. Однако для этого нужны веские основания.
1.3. Исковое заявление в арбитражный суд подают по месту нахождения ответчика, если договором не предусмотрено иное ст. 35 АПК РФ. Статьей 36 АПК установлена подсудность по выбору истца.
Договорная подсудность — стороны в договоре могут согласовать, в каком суде будут рассматривать претензии друг к другу (ст. 37 АПК РФ). Договорная подсудность имеет приоритет над общим правилом.
Подсудность по связи дел — если спор связан с судебным делом, которое уже рассматривается в арбитражном суде, то иск нужно подавать в этот же арбитраж.
Например, встречный иск предъявляется в арбитражный суд по месту рассмотрения первоначального иска (ч. 10 ст. 38 АПК РФ).
Исключительная подсудность — некоторые категории споров должны рассматриваться в конкретном арбитражном суде, установленном законом (ст. 38 АПК РФ). Например, иски о правах на недвижимость предъявляются исключительно в суд по месту нахождения имущества.
1.4. Отправьте копии искового заявления и приложенных к нему документов, другим лицам, участвующих в деле (ответчику/третьим лицам). В суд нужен оригинал иска (заявления, жалобы), а каждому участнику дела — копия. Снимите копии данных почтовых квитанций и приложите их к экземпляру документа, подаваемого в суд.
1.5 Госпошлина за подачу искового заявления в Арбитражный суд рассчитывается по правилам статьи 333.21 Налогового кодекса РФ. Размер зависит от цены иска и характера требований (имущественные/неимущественные).
1.6. Подать иск можно почтой, лично в канцелярию Арбитражного суда или в электронном виде через систему «Мой Арбитр».
1.7. В дальнейшем отслеживайте поступление документов и движение дела в суде (по номеру дела можно отслеживать информацию на сайте суда). При необходимости можно подать дополнительные документы или ходатайства.
2. Подача заявлений, отзывов, ходатайств:
Заявления, отзывы ходатайства лиц, участвующих в деле, о достигнутых ими соглашениях по обстоятельствам дела, существу заявленных требований и возражений, об истребовании новых доказательств и по всем другим вопросам, связанным с разбирательством дела, обосновываются лицами, участвующими в деле, и подаются в суд несколькими способами:
- лично в суд.
- через почтовое отправление. Документы направляют заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Датой подачи признаётся дата отправки, указанная в квитанции.
-в электронном виде. Заверенный автографом скан заявления/ходатайства загружают на сайт «Мой арбитр» и отправляют в суд. Как только документ примут в суде, составителя уведомят об этом.
- устно. Ходатайство можно озвучить в судебном заседании и попросить занести его в протокол.
При составлении заявления, отзыва, ходатайства необходимо учитывать, что документ должен состоять из вводной, описательно-мотивировочной, просительной частей и приложения (при необходимости). В вводной части указывают сведения об арбитражном суде, данные о лицах-участниках, номер дела, в рамках которого оно подаётся, название документа. В описательно-мотивировочной части описывают обстоятельства, обосновывающие целесообразность подачи ходатайства (заявления).
В просительной части излагают процессуальную просьбу заявителя, адресованную арбитражному суду. К ходатайству (заявлению) прилагают документы, обосновывающие подачу документа.
(далее - Общество) было зарегистрировано в качестве юридического лица .
принято решение об изменении места нахождения Общества (о смене юридического адреса) на адрес: .
Общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации изменений, связанных со сменой его места нахождения.
(далее по тексту - регистрирующий орган) принято решение от N об отказе в государственной регистрации изменений сведений об адресе Общества в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов, в частности указания достоверных сведений об адресе юридического лица.
Решением от N жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 8 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
По правилам статей 17, 23 указанного Закона основанием для государственной регистрации юридического лица является надлежащим образом поданное заявление, содержащее всю необходимую достоверную информацию.
Согласно подп. "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места его нахождения.
В силу п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Для государственной регистрации изменений, связанных с изменением адреса юридического лица, Обществом были представлены в регистрирующий орган все необходимые документы, что подтверждается распиской от в получении документов, представленных Обществом в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
В силу п. 4.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ в полномочия регистрирующего органа, по общему правилу, не входит проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, которая носит уведомительный характер. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом. В силу п. 1 ст. 25 Закона N 129-ФЗ именно заявители несут ответственность за представление недостоверных сведений.
Основания, по которым допускается отказ в государственной регистрации, установлены п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ; их перечень является исчерпывающим.
Таким образом, поскольку заявителем на государственную регистрацию был представлен весь необходимый пакет документов, предусмотренный ст. 12 Закона N 129-ФЗ, в заявлении о государственной регистрации заявитель подтвердил, что приведенные сведения являются достоверными, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации юридического лица.
Регистрирующие органы не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных на регистрацию сведений, в том числе путем представления дополнительных документов, помимо предусмотренных Законом.
Государственная регистрация юридического лица не носит разрешительный характер, заявитель не обязан доказывать целесообразность создания юридического лица.
Положения действующего законодательства, в том числе ГК РФ, не содержат запрета на учреждение (создание) одним физическим лицом нескольких юридических лиц, либо ограничений их управления (руководство), осуществление любых видов деятельности, не запрещенных законодательством. Заявитель не отвечает признакам массового учредителя.
Ч. 2 ст. 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В рассматриваемом случае такой правовосстановительной мерой будет являться обязанность регистрирующего органа по государственной регистрации изменений, связанных с изменением юридического адреса Общества.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 9, 17, 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 198, 201 АПК РФ, прошу суд:
1. Решение об отказе в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, от N признать незаконным.
2. Обязать устранить нарушение прав и законных интересов и осуществить государственную регистрацию записи о смене адреса регистрации Общества на адрес: .
Приложение:
1. Уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления регистрирующему органу и приложенных к нему документов, которые у него отсутствуют.
2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
3. Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования.
4. Оспариваемое решение.
5. Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления.
6. Документы, подтверждающие соблюдение заявителем досудебного порядка урегулирования спора.
7. Выписки из ЕГРЮЛ на заявителя и регистрирующий орган.
Похожие документы
Заявитель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) оспаривает законность отказа регистрирующего органа (например, Росреестра) в осуществлении кадастрового учёта земельного участка. Цель такого заявления — признать решение об отказе недействительным и обязать орган совершить необходимые действия по постановке участка на учёт.
Документ, который подаётся в арбитражный суд с целью оспорить законность отказа регистрирующего органа (например, ФНС) в внесении изменений в устав юридического лица. Цель такого заявления — признать решение об отказе недействительным и обязать орган совершить действия по регистрации изменений.
Арбитражный суд: Данное исковое заявление применяется, если право Ответчика на имущество зарегистрировано в ЕГРН необоснованно. Доказательств осуществления Российской Федерацией действий, направленных на прекращение своего права собственности на спорное недвижимое имущество, в том числе путем приватизации или передачи в муниципальную собственность, нет.