Заявление о признании недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией при предоставлении ликвидатором ликвидационного баланса с недостоверными сведениями
Арбитражный суд: Данное заявление применяется, если ликвидатором был нарушен порядок ликвидации юридического лица, установленный статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Для подачи документов в Арбитражный суд необходимо выполнить следующие действия:
1. Подача искового заявления:
1.1 В большинстве случаев досудебный порядок урегулирования спора обязателен. То есть, прежде чем идти в суд, будущий истец должен написать будущему ответчику официальную претензию. По общему правилу у ответчика есть 30 календарных дней для ответа. Если реакции нет, или ответ истца не устраивает, он может обратиться в Арбитражный суд. Особенности соблюдения досудебного урегулирования изложены в п. 5 ст. 4 АПК РФ.
1.2. Общий срок исковой давности — три года с того момента, как истец узнал, что его права и интересы были нарушены. Трехлетний период распространяется на большинство исков по экономическим и иным спорам.
В некоторых случаях, срок может быть больше или меньше. Например, для заявлений об оспаривании ненормативных правовых актов срок на подачу иска — три месяца со дня, когда истцу стало известно о нарушении его прав (п. 4 ст. 198 АПК РФ).
Срок исковой давности, пропущенный по уважительной причине, суд может восстановить по ходатайству истца. Однако для этого нужны веские основания.
1.3. Исковое заявление в арбитражный суд подают по месту нахождения ответчика, если договором не предусмотрено иное ст. 35 АПК РФ. Статьей 36 АПК установлена подсудность по выбору истца.
Договорная подсудность — стороны в договоре могут согласовать, в каком суде будут рассматривать претензии друг к другу (ст. 37 АПК РФ). Договорная подсудность имеет приоритет над общим правилом.
Подсудность по связи дел — если спор связан с судебным делом, которое уже рассматривается в арбитражном суде, то иск нужно подавать в этот же арбитраж.
Например, встречный иск предъявляется в арбитражный суд по месту рассмотрения первоначального иска (ч. 10 ст. 38 АПК РФ).
Исключительная подсудность — некоторые категории споров должны рассматриваться в конкретном арбитражном суде, установленном законом (ст. 38 АПК РФ). Например, иски о правах на недвижимость предъявляются исключительно в суд по месту нахождения имущества.
1.4. Отправьте копии искового заявления и приложенных к нему документов, другим лицам, участвующих в деле (ответчику/третьим лицам). В суд нужен оригинал иска (заявления, жалобы), а каждому участнику дела — копия. Снимите копии данных почтовых квитанций и приложите их к экземпляру документа, подаваемого в суд.
1.5 Госпошлина за подачу искового заявления в Арбитражный суд рассчитывается по правилам статьи 333.21 Налогового кодекса РФ. Размер зависит от цены иска и характера требований (имущественные/неимущественные).
1.6. Подать иск можно почтой, лично в канцелярию Арбитражного суда или в электронном виде через систему «Мой Арбитр».
1.7. В дальнейшем отслеживайте поступление документов и движение дела в суде (по номеру дела можно отслеживать информацию на сайте суда). При необходимости можно подать дополнительные документы или ходатайства.
2. Подача заявлений, отзывов, ходатайств:
Заявления, отзывы ходатайства лиц, участвующих в деле, о достигнутых ими соглашениях по обстоятельствам дела, существу заявленных требований и возражений, об истребовании новых доказательств и по всем другим вопросам, связанным с разбирательством дела, обосновываются лицами, участвующими в деле, и подаются в суд несколькими способами:
- лично в суд.
- через почтовое отправление. Документы направляют заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Датой подачи признаётся дата отправки, указанная в квитанции.
-в электронном виде. Заверенный автографом скан заявления/ходатайства загружают на сайт «Мой арбитр» и отправляют в суд. Как только документ примут в суде, составителя уведомят об этом.
- устно. Ходатайство можно озвучить в судебном заседании и попросить занести его в протокол.
При составлении заявления, отзыва, ходатайства необходимо учитывать, что документ должен состоять из вводной, описательно-мотивировочной, просительной частей и приложения (при необходимости). В вводной части указывают сведения об арбитражном суде, данные о лицах-участниках, номер дела, в рамках которого оно подаётся, название документа. В описательно-мотивировочной части описывают обстоятельства, обосновывающие целесообразность подачи ходатайства (заявления).
В просительной части излагают процессуальную просьбу заявителя, адресованную арбитражному суду. К ходатайству (заявлению) прилагают документы, обосновывающие подачу документа.
В
адрес:
Заявитель:
если заявитель - гражданин: место жительства:
дата и место рождения:
ОГРНИП (при наличии):
телефон/факс:
если заявитель - организация: ИНН:
ОГРН: адрес:
телефон/факс:
Ответчик:
ИНН:
ОГРН:
адрес:
3-е лицо:
принято решение о добровольной ликвидации (далее также - Общества), назначении ликвидатором , определении срока ликвидации - до . принято решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса Общества по состоянию на . принято решение об утверждении ликвидационного баланса Общества по состоянию на .
О принятии решения о ликвидации, назначении ликвидатора, составлении промежуточного баланса Общество уведомило регистрирующий орган.
в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса за регистрационным номером . ликвидатор Общества обратился в с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Ликвидатором был нарушен порядок ликвидации юридического лица, установленный статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), на государственную регистрацию прекращения деятельности Общества в связи с его ликвидацией представлены документы в нарушение требований статьи 21 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федерального закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ в связи с ликвидацией
юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации необходимых сведений.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.
В соответствии с п 2 ст. 22 Федерального закона N 129-ФЗ ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона N 129-ФЗ документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
В соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона N 129-ФЗ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица. регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации прекращения деятельности в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за регистрационным номером от .
Подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что отказ в
государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов. Исходя из п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Пп. 1, 2 ст. 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.
Согласно ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждаетс учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Сообщение о ликвидации Общества опубликовано N в едином федеральном реестре о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ) , а также в журнале "Вестник государственной регистрации" .
В соответствии с п. 7 ст. 7.1 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации подлежит обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц с использованием ЭЦП и МЧД (если ликвидатором не является акционер/учредитель/генеральный директор юридического лица). В уведомлении должны обязательно содержаться сведения: о принятом решении о
ликвидации юридического лица, о ликвидационной комиссии (ликвидаторе), описание порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, при необходимости иные сведения. Невнесение юридическим лицом вышеуказанных сведений в Федресурс является неисполнением юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов и в связи с этим основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица при его
ликвидации.
Следовательно, срок для предъявления требований кредиторов истекал . При таких обстоятельствах промежуточный ликвидационный баланс (дата составления - ,
внесения сведений в ЕГРЮЛ - ) и окончательный ликвидационный баланс (дата составления - ) составлены и утверждены до истечения установленного п. 1 ст. 63 ГК РФ двухмесячного срока для заявления требований кредиторами и не содержат сведений о наличии кредиторской задолженности. Вместе с тем на момент составления промежуточного и окончательного ликвидационного балансов ликвидатор располагал информацией о наличии задолженности ликвидируемого Общества перед истцом, о чем свидетельствуют сведения, размещенные на официальном сайте Арбитражного суда , а именно в рамках дела N решением от с ответчика в пользу истца взыскано в размере . В ликвидационном балансе указанная задолженность не была отражена.
Таким образом, на государственную регистрацию представлены сведения о промежуточном ликвидационном балансе, а также ликвидационный баланс , содержащие недостоверные сведения, что равносильно их непредставлению, поскольку исходя из приведенных выше требований Федерального закона N 129-ФЗ следует, что документы, представляемые в регистрирующий орган при регистрации юридического лица, должны обладать признаками достоверности. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут быть основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации, изложенной в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, при ликвидации юридического лица заявление о государственной регистрации, а также ликвидационный баланс, на основании которых формируется соответствующая часть ЕГРЮЛ, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию. Установленный ст. 61- 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим уплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника и не произвел расчета с ним. В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед названным кредитором, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения. Соответственно, ликвидатор, предоставив ликвидационный баланс с заведомо недостоверной информацией, выполнял свои обязанности ненадлежащим образом.
При этом необращение кредитора к ликвидатору с требованием о погашении задолженности не является основанием для невключения в ликвидационный баланс спорной задолженности. Сам по себе факт публикации в органах печати информации о ликвидации общества, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами не свидетельствует о соблюдении ликвидатором установленного порядка ликвидации. Об этом говорит правовая позиция Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенная в постановлении от 05.09.2018 по делу N А53-35060/2017.
Согласно позиции Верховного суда РФ, изложенной в определении N 308-ЭС19-12463 от 14.08.2019 года, в случае предоставления ликвидатором в ФНС неверных сведений необходимо признать незаконность не решения ФНС о ликвидации, а действия ликвидатора, поскольку ликвидатор, предоставив ликвидационный баланс с заведомо недостоверной информацией, выполнял свои обязанности ненадлежащим образом.
В силу положений п. 1 ст. 4 Федерального закона N 129-ФЗ, ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" документы, представляемые для государственной регистрации, должны содержать достоверную информацию и соответствовать требованиям закона, при этом представление документов, имеющих недостоверные данные или не соответствующих положениям законов и иных нормативных правовых актов, является непредставлением соответствующих документов, необходимых для государственной регистрации, что согласно подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального
закона N 129-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации.
Соответственно, у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для внесения решения о государственной регистрации прекращения деятельности в связи с его ликвидацией.
Поскольку записи о ликвидации Общества и о промежуточном ликвидационном балансе внесены в ЕГРЮЛ, то единственным способом защиты нарушенных прав кредитора - является признание недействительными государственной регистрации ликвидации юридического лица в связи с его ликвидацией, а также действий регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ соответствующих записей. На основании изложенного и руководствуясь ст. 61-64 ГК РФ, ст. 198, 199, 200, 201 АПК РФ,
прошу:
1. Признать незаконными действия по предоставлению в регистрирующий орган ликвидационного баланса, содержащего заведомо недостоверные сведения.
2. Признать недействительным решение от о государственной регистрации прекращения деятельности (ИНН ) в связи с его ликвидацией.
3. Признать недействительной внесенную в Единый государственный реестр юридических лиц запись N о прекращении деятельности (ОГРН /ИНН ) в связи с его ликвидацией.
4. Обязать аннулировать в Едином государственном реестре юридических лиц запись за государственным регистрационным номером от и восстановить запись о (ОГРН /ИНН ) с указанием о нахождении общества в процессе ликвидации.
Приложение:
1. уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов в электронном виде;
2. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;
3. выписка из ЕГРЮЛ в отношении ликвидированного юридического лица;
4. выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в отношении истца (при необходимости);
5. доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления, а также копии документов о высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности представителя, подписавшего исковое заявление, либо документов, удостоверяющих его статус адвоката, патентного поверенного, арбитражного управляющего, единоличного органа управления организации;
6. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
7. текст Решения от о государственной регистрации прекращения деятельности
(ОГРН /ИНН ) в связи с его ликвидацией.
Похожие документы
Арбитражный суд: Данное исковое заявление применяется, если истец выполнил работы по перепланировке с соблюдением всех норм и правил, но орган регистрации отказал в регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимости в связи с его перепланировкой.
Арбитражный суд: Данное заявление применяется для признания незаконным приостановления государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество
Арбитражный суд: Данное заявление применяется в случае необоснованного отказа органа регистрации прав в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, приобретенный у Застройщика по договору долевого участия в строительстве.